33. Энергия

По дороге домой, словно из-за рухнувшей где-то плотины, на меня обрушился поток обобщений. Если форма предметов так кардинально влияет на пранические потоки, тогда и физическое тело человека взаимодействует с ними по тем же принципам. Кости скелета перераспределяют прану, как жезлы, а череп, как шар поглощает и излучает прану во все стороны.

Но кости, скелет ведь еще не все. Вены, артерии, нервы, волосы, мышечные волокна – все они по форме – вытянутые цилиндры. К тому же тело может принимать разные положения: сидеть, стоять, лежать, а значит, изменять характер взаимодействия с праной.

Например, в позе лотоса тело принимает форму пирамиды, а значит, и энергия в нем протекает подобным образом. Захваты ног руками создают кольца, охватывающие невидимый шар, вытягивания всем телом вдоль и поперек планетарных силовых потоков работают, как жезл, состоящий из огромного количества волокон разного диаметра. К тому же асана «чистит» физическое тело, облегчая прохождение праны.

Мне вспомнился любопытный чертеж, размещенный в одном техническом журнале. Его автор предлагал изготовить микрофон, состоящий из десятка трубок разной длины, собранных в пучок. В сопроводительной статье утверждалось, что с помощью такого остронаправленного микрофона можно слышать шепот на расстоянии до двухсот метров.

Если это действительно так, то человек, его физическое тело, представляет собой грандиозный микрофон, пропускающий через себя вибрации в чрезвычайно широком диапазоне, оставаясь в полном неведении на сей счет. И что особенно важно – сигнал на выходе микрофона типа «человек» не звук и не электромагнитная волна, а часть доступной его восприятию интегральной реальности, возможно, и не осознаваемой им до конца.

Но что значит – формы работают с праной? Какова цель их взаимодействия, почему мы о нем ничего не знаем и как, по каким законам оно происходит?

Впрочем, официально праны для современного человека как бы и не существует, а значит, и всей энергетики форм тоже. Как известно, наука вынуждена игнорировать то, чего не в состоянии объяснить.

Но ведь люди, и я в том числе, хотя бы на уровне догадок, но все-таки могут ее воспринимать. А значит, необходимо выяснить главное – что есть прана и что есть энергия? Следовало достичь предельной ясности в понимании основ, иначе все дальнейшие построения повиснут в воздухе.

Придя домой, я залез в интернет и, к своему удивлению, наткнулся на странную неопределенность в, казалось бы, очевидном вопросе определения понятия энергии. Некоторые источники утверждали, что слово «энергия»  означает деятельность, выполнение работы, другие, что оно переводится как движение.

Но больше всего меня удивил тот факт, что понятие энергии введено в науку и в широкое употребление с подачи Аристотеля. Причем сам он определения энергии не давал, а ограничивался расплывчатым заявлением о том, что «нет нужды во всех случаях непременно изыскивать определение, иной раз приходится схватывать взглядом аналогию». А далее каждый ученый просто вкладывал в это слово «схваченную своим собственным взглядом аналогию».

Энергия не была движением некоего предмета в прямом смысле и не была силой, приводящей предмет в движение, чаще ее принимали за причину движения. Слово «энергия» хоть и переводилось с греческого как «деятельность», но применялось в основном для обозначения причины деятельности. Чем энергия не является, постепенно становилось понятно, но узнать, что подразумевается под этим словом, пока не удавалось.

Похожая ситуация сложилась и с понятием «прана». Многочисленные источники вызывали нервный смешок, предлагая толковать «прану» как энергию, но в целом здесь обстоятельства складывались получше. Обобщение разных переводов сводилось к следующему. Утверждалось, что прана состоит из слова «пра», означающего – «главная», «постоянство», и слова «на» – «оживляющая», «движение».

Внутренне я согласился с предложенным подходом. Основной причиной приятия послужил не столько авторитетный перевод, сколько мое внутреннее «схватывание взглядом аналогии». «Пра»… Прадеды, праотцы, праматери… Главный источник, опора на прошлое, то, что было всегда, Ра – Солнце. «На»… Ну, это вырывается само собой с криком, когда наносишь удар, сообщая предмету свое движение. Возможно, рассуждал я, слово «прана» расшифровывается как «первичное, исходящее от Солнца движение».

И греческая энергия, и индийская прана вызывали движение, но выступая в роли причины, они по-прежнему оставались в тени, не желая выходить на свет осознанности. Особенно интриговала схожесть звучаний в цепочке слов «движение – деятельность – действие – Dei», но интуитивные догадки и  чувствования на манер Аристотелевых не могли меня удовлетворить никоим образом.

Я сделал попытку опереться на свои собственные рассуждения. Если причина движения – время, как утверждала наша доморощенная «теории информации-времени», то время и энергия одно и то же. На эту мысль наталкивала и теорема Нётер. А если так, то, похоже, Шурик прав в своем прозрении, что Время – «Тот, Кто Действует».

Хорошо.  Но вот еще не понятно, что означают «неограниченные количества энергии повсюду»? Впервые, когда-то давно, я прочел об этом у Кастанеды. Однако его объяснения ограничивались тем, что да – энергии бесконечное количество, но нам доступна только ее исчезающе малая часть. В то же время упор делался на странную рекомендацию собирать и экономить энергию. И что самое странное, те же самые заявления делали и СВ, и Дима, которые, как выяснилось, книжек не читают.

Если энергия – причина движения, то как ее, причину, собирать? Это тем более затруднительно сделать, если энергия есть время. В чем, в какой таре его хранить? Единственную  подсказку давали толкования слова «время», утверждавшие, что оно происходит от вращения. Вероятно, его можно аккумулировать в чем-то наподобие маховиков…

Но как маховики соотнести с человеческим организмом? Не может же в самом деле накопление энергии означать переедание или малоподвижность. Тогда бы не было ни хатха-йоги, ни цигуна, ни тенсегрити, ни подобных им практик, с одной стороны, использующих физические усилия для накопления энергии, а с другой – через те же телодвижения ее рассеивающие.

В итоге становилось ясным, что в грудах эзотерической литературы, бездумно жонглирующих понятиями праны и энергии, делаются в лучшем случае не очень удачные попытки передать «схваченную взглядом аналогию». Возможно, предлагаемые в ней рекомендации и выводы имели некий смысл и значение, но они были напрочь лишены внутреннего стержня, какой могло дать только глубокое осознанное владение сущностью энергии.