Физическое тело служит местом устойчивой фокусировки сознания, поэтому выполнение асан для поддержания хорошей формы имеет большое значение. Практикующего йогу сначала занимает физическая сторона, потом биополевая, потом психологическая. Сознание же упорядочивается незаметно. Но вот однажды и оно попадает в поле зрения.
Его первое явление мимолетно и неуловимо. Затем, убедившись, что его заметили, сознание заглядывает в гости все чаще. И наконец, его присутствие становится постоянным.
Теперь оно как на ладони. Пока мы не способны им управлять, как новорожденный не может управлять своим телом. Но мы уже ощущаем его формы, динамику происходящих в нем изменений. Мы можем предугадать свои реакции, свое поведение, а значит, можем предвидеть результаты. Давая себе труд осваивать сознание, мы приоткрываем дверь в центр управления собой.
Со всех сторон слышится – измени себя, измени свое сознание – и мир вокруг тебя изменится. Хочется спросить – а авторы подобных лозунгов сами-то сумели это проделать? Можем ли мы управлять тем, о чем не имеем представления?
Для управления велосипедом нам необходимо познакомиться с его устройством, посмотреть, пощупать, разобраться — колеса, руль, педали. Чтобы ехать крутим педали, а чтобы поворачивать – руль.
— Сознание? Это просто – оно у вас есть, оно ваше – управляйте им.
— Ок. А где руль?
Инструктор исчезает, тема закрывается.
Как любое фундаментальное понятие, сознание плохо поддается определению. Нам остается одно — подкараулить и попытаться схватить ускользающий смысл с помощью интуиции. Его трудно, почти невозможно выразить словами, но все же эта добыча много ценнее сухих лабиринтов философских словарей с тупиками.
Если вам улыбнулась удача, сначала надо разобраться в общей структуре и назначении составных частей сознания, выявить недостатки и препятствия, затрудняющие развитие. Затем научиться устранять старые блокировки и не допускать появления новых. Потом вырастить и укрепить сознание. И только тогда можно говорить об установлении частичного контроля над ним, по сути, над собой.
Это трудные слова, которые, увы, мало помогают. Единственный действенный способ – Nosce te ipsum – познать себя. Задача, решение которой приходит через бескомпромиссное погружение в глубины своей психики.
И тогда сообщение из философского тупичка о том, что сознание это «состояние психической (душевной-греч.) жизни индивида, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях» вызывает добрую улыбку.
Блокировки не только источник ошибок и заблуждений — они скрывают в себе потенциал дополнительных свобод. Их предстоит переосознать, упорядочить и встроить в структуру.
Сознание невозможно обнаружить физическими чувствами или приборами. Его нельзя накачать в тренажерном зале под телевизор или изменить его форму меняя костюм. Единственная возможность дотянуться до него это наше собственное внимание.
Заглянем еще в один в философский тупичок. Внимание – «психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах».
Иными словами – внимание это душевные движения обеспечивающие насыщенность душевных переживаний в связи с реальными и идеальными объектами. Нет, так золотую рыбку не поймать…
Еще о внимании говорят, что оно не имеет собственного содержания и проявляет себя только в сочетании с другими процессами – созерцанием, слушанием, чтением. Внимание выявляет смысл. Если смотреть или слушать невнимательно, то смысл останется недоступным.
Давайте вообразим себе внимание и забросим невод в неизвестное еще раз. Внимание не имеет собственного содержания, то есть оно прозрачное, но другие содержания выявляет. Само по себе оно бесформенно, но способно принимать формы реальные и идеальные.
Больше всего внимание будет похоже на некое прозрачное облако, присутствие которого проясняет смысл того, что оно собой охватывает. Нечто светлое на фоне темного содержимого, нечто похожее на солнечный зайчик на стене.
Внимание может быть ясным, сфокусированным, рассеянным, затуманенным. А значит, наше облако может быть прозрачным или мутным, его границы могут быть четкими или размытыми. Но главное, что внимание управляемо. Прикладывая волевые усилия мы можем менять состояние своего внимания, делая его острым и нацеленным либо мягким и обволакивающим.
Если сознание обнаружимо через внимание, то внимание и сознание согласованы между собой и представляют нечто общее. Но почему внимание управляемо, а сознание нет? Откуда в нашей жизни в нашем сознании возникают явления, с которыми не хотелось бы сталкиваться?
Очевидно потому, что внимание это лишь небольшая часть сознания, которой мы способны управлять. На остальное у нас нет сил.
«Куда они делись?» – спросите вы. Они отняты, расхищены и растрачены. Это проигрыш в битве за внимание. Его бездумное распыление недопустимо и вот почему.
В момент смерти сознание утрачивает связь с телом, и теряет место устойчивой фокусировки. Поддержание осознанности без такой опоры превращается в не простую задачу, основную роль в решении которой отводится вниманию – наиболее управляемой части сознания.
К моменту демонтажа физтела, сознание должно научиться поддерживать свою упорядоченность самостоятельно. Необходимо выработать умения противодействовать нарастанию в нем хаотических явлений.
Внимание — инструмент, следуя логике которого развивается сознание. С его помощью сознание, способно вскрыть в себе странные понятия – бессознательное, надсознательное, подсознательное, интуицию, шестое чувство, прочие туманные места, и стать вниманием.
Тренированное сознание удовлетворяет ряду условий, порой противоречивых. Оно устойчивое и подвижное, чуткое и отрешенное, направленное и расслабленное, ясное и непроницаемое, дисциплинированное и свободное… Но самое главное оно способно себя контролировать и собой управлять, трансформируясь в тотальное внимание.
Восемь ступеней йоги подчинены достижению абсолютного освобождения. Ее практика нацелена на преодоление ограничений вызванных хаотическими участками в упорядоченном сознании, которые мешают ясно воспринимать, мыслить, оценивать, и как следствие правильно действовать.
Успешность практики во многом зависит от верности представлений о полевой конституции человека, организации сознания и внимания. Правильные установки и понимание происходящего значительно увеличивают эффективность в выработке навыков, способов и приемов работы с разными уровнями психоэнергетики и сознания.